| ЕЖЕДНЕВНОЕ БОРОДИНОНиколай Смирнов, «Золотое кольцо»,
							10 сентября 1998 г. О каждом дереве у народа сложено предание. Например, кто
							срубит липу, тот может заблудиться в лесу. «Из березы
							выходит четыре дела». А рябина появилась на земле после
							того, как в это деревце была превращена несчастная девушка.
							Поэтичность народного взгляда на мир сказывается и в резьбе
							по дереву. Особенно в игрушке. И в этих деревянных солдатиках.
							Глядишь и гадаешь: может, прототипом их в древности был славянский
							Перун, тоже, кстати, воин, редкая деревянная скульптурка которого
							была найдена археологами в Старой Ладоге. Чувствуется, Владимир Опалев ценит и понимает традицию. Он
							тоже народный мастер. Такое звание ему было присвоено в прошлом
							году Союзом художников России. В 1982 году закончил заочный
							народный университет искусств и вскоре стал работать учителем
							рисования в школе села Смоленского, что в Переславском районе.
							Пробовал умелец свои силы и в разных областях прикладного
							искусства, причем довольно редких. Например, делал чеканные
							оклады для книг, занимался иконописью и мозаикой из бересты. В последние восемь лет увлекся деревянной игрушкой. В основном
							это фигурки солдатиков разных эпох и армий. Некоторые из его
							поделок хранятся в самом известном и почетном среди игрушечников
							месте – в художественном педагогическом музее игрушки в Сергиевом
							Посаде. В его коллекции немало солдат и офицеров в мундирах
							1812 года. Поэтому опалевские скульптурки можно увидеть еще
							в музее-заповеднике «Бородино» и в «Бородинской
							панораме». С Владимиром Александровичем мы познакомились летом в Мышкине,
							когда и был сделан этот снимок. Его армия, оказывается, довольно
							мобильна и один свой отряд перекинула в городок на берегу
							Волги, где на пристани у теплоходов торгуют своими изделиями
							местные умельцы. А другой отряд незадолго перед этим побывал
							в столице, где Опалев участвовал в выставке «Золотые
							руки мастеров». Последние годы его творчество пользуется
							все большим признанием. Два года назад персональная выставка
							сельского учителя проходила в Переславском художественном
							музее. На четвертой международной выставке-ярмарке художественных
							народных промыслов и ремесел он был награжден дипломом за
							лучшее произведение прикладного искусства. Небольшие подразделения деревянного воинства пересекали границы
							и иностранных государств. Когда, например, Опалев проходил
							стажировку у немцев в показательной мастерской народного искусства
							в городе Зайфен. Есть и такие, что верно несут службу в музеях
							германских городов Иена и Ауэрштедт и в частных колекциях
							в разных странах. Принимали они участие и в парадах. Например,
							в честь исторических праздников «Иена-1806» и в
							России – «День Бородина». Наклонившись, вглядываюсь в будто закаменевшее от времени
							лицо служивого в треуголке:– Из чего вы их вырезаете?
 Оказывается, основной материал у мастера береза. Перед обработкой
							ее надо тщательно! просушить. Над одной фигуркой порой приходится
							работать до трех дней. Самые творческие месяцы, как это было
							и в старину у крестьянских умельцев, зимние. Так, за минувшую
							зиму сельский учитель изготовил примерно 70 солдатиков. «Мобилизация»
							в этом сказочном мире – дело долгое. Чтобы создать армию в
							полном смысле слова, нужна не одна жизнь. Зато березовых чудо-богатырей
							не убивают в игрушечных сражениях. Мир их службы добрый. Поэтому,
							наверное, на них так любят заглядываться мальчишки. А поскольку
							множество их воскрешает славную эпоху 1812 года, то можно
							сказать, Бородинская битва продолжается для мастера годами,
							о чем мечтал погибший на войне поэт Михаил Кульчицкий в своих
							известных стихах о пехоте: «Не до ордена – была бы Родина
							с ежедневными Бородино!» |