ЕЖЕДНЕВНОЕ БОРОДИНО
Николай Смирнов, «Золотое кольцо»,
10 сентября 1998 г.
О каждом дереве у народа сложено предание. Например, кто
срубит липу, тот может заблудиться в лесу. «Из березы
выходит четыре дела». А рябина появилась на земле после
того, как в это деревце была превращена несчастная девушка.
Поэтичность народного взгляда на мир сказывается и в резьбе
по дереву. Особенно в игрушке. И в этих деревянных солдатиках.
Глядишь и гадаешь: может, прототипом их в древности был славянский
Перун, тоже, кстати, воин, редкая деревянная скульптурка которого
была найдена археологами в Старой Ладоге.
Чувствуется, Владимир Опалев ценит и понимает традицию. Он
тоже народный мастер. Такое звание ему было присвоено в прошлом
году Союзом художников России. В 1982 году закончил заочный
народный университет искусств и вскоре стал работать учителем
рисования в школе села Смоленского, что в Переславском районе.
Пробовал умелец свои силы и в разных областях прикладного
искусства, причем довольно редких. Например, делал чеканные
оклады для книг, занимался иконописью и мозаикой из бересты.
В последние восемь лет увлекся деревянной игрушкой. В основном
это фигурки солдатиков разных эпох и армий. Некоторые из его
поделок хранятся в самом известном и почетном среди игрушечников
месте – в художественном педагогическом музее игрушки в Сергиевом
Посаде. В его коллекции немало солдат и офицеров в мундирах
1812 года. Поэтому опалевские скульптурки можно увидеть еще
в музее-заповеднике «Бородино» и в «Бородинской
панораме».
С Владимиром Александровичем мы познакомились летом в Мышкине,
когда и был сделан этот снимок. Его армия, оказывается, довольно
мобильна и один свой отряд перекинула в городок на берегу
Волги, где на пристани у теплоходов торгуют своими изделиями
местные умельцы. А другой отряд незадолго перед этим побывал
в столице, где Опалев участвовал в выставке «Золотые
руки мастеров». Последние годы его творчество пользуется
все большим признанием. Два года назад персональная выставка
сельского учителя проходила в Переславском художественном
музее. На четвертой международной выставке-ярмарке художественных
народных промыслов и ремесел он был награжден дипломом за
лучшее произведение прикладного искусства.
Небольшие подразделения деревянного воинства пересекали границы
и иностранных государств. Когда, например, Опалев проходил
стажировку у немцев в показательной мастерской народного искусства
в городе Зайфен. Есть и такие, что верно несут службу в музеях
германских городов Иена и Ауэрштедт и в частных колекциях
в разных странах. Принимали они участие и в парадах. Например,
в честь исторических праздников «Иена-1806» и в
России – «День Бородина».
Наклонившись, вглядываюсь в будто закаменевшее от времени
лицо служивого в треуголке:
– Из чего вы их вырезаете?
Оказывается, основной материал у мастера береза. Перед обработкой
ее надо тщательно! просушить. Над одной фигуркой порой приходится
работать до трех дней. Самые творческие месяцы, как это было
и в старину у крестьянских умельцев, зимние. Так, за минувшую
зиму сельский учитель изготовил примерно 70 солдатиков. «Мобилизация»
в этом сказочном мире – дело долгое. Чтобы создать армию в
полном смысле слова, нужна не одна жизнь. Зато березовых чудо-богатырей
не убивают в игрушечных сражениях. Мир их службы добрый. Поэтому,
наверное, на них так любят заглядываться мальчишки. А поскольку
множество их воскрешает славную эпоху 1812 года, то можно
сказать, Бородинская битва продолжается для мастера годами,
о чем мечтал погибший на войне поэт Михаил Кульчицкий в своих
известных стихах о пехоте: «Не до ордена – была бы Родина
с ежедневными Бородино!»
|