ПОЛКОВОДЕЦ ДЕРЕВЯННОГО ВОЙСКА
З. Шеметова, Северный край, 19 июня 1996
г.
Выставка-ярмарка декоративно-прикладного народного искусства,
раскинувшаяся на территории музея-заповедника в День города
Ярославля, поражала обилием изделий. Среди их многообразия
можно было увидеть армию деревянных солдатиков. Они стояли
стройными рядами, как на плацу, а над ними возвышался командующий
румяный, русобородый, с глазами цвета ясного неба, автор
деревянного войска Владимир Опалев, народный умелец из старинного
села Смоленского Переславского района. Его работа была отмечена
в числе лучших дипломом IV Международной
выставки-ярмарки.
Чтобы понять народного умельца, надо побывать у него дома.
Еще не входя в дом Опалева, видишь, что здесь живет Мастер,
уж больно ладно сработана веранда. А в доме как в музее.
Чего только тут нет! Вокруг висят, стоят, лежат изделия из
дерева, камня, металла, папье-маше.
Композиция «Лебедь» сделана из коряги. Много их
собрал в лесу Опалев, увидев глазом художника в бесформенной
деревяшка образы птиц и химер, лесовиков и леших. Опытной
рукой мастер лишь слегка подправил то, что сделала природа,
придав нерукотворным скульптурам законченную форму.
За что ни возьмется Опалев, все у него получается. Сделал
себе для работы сверлильный станок, а потом и токарный, добавив
к нему девять операций по дереву и металлу. И печку может
сложить, и баню выстроить. Захотел почувствовать, как куется
металл, освоил и это мастерство. Увлекшись чеканкой, одел
в узорную броню «Псалтырь», иконы, любимые книги.
Но больше всего поражает в его доме выложенное во всю стену
панно из бересты. Глядя на него, диву даешься, какое великое
множество оттенков имеет многослойное одеяние березы, у всех
идущее на растопку, а у Опалева превращающееся в картины,
иконы. Иконами Опалев стал заниматься после того, как в 33
года окрестился. Начал выкладывать святые образа из бересты,
но дело поначалу не пошло. Надо отрешиться, считает он, от
житейской суеты, сосредоточиться. А как тут отойдешь от земного,
ежели тяготят ежедневные заботы о хлебе насущном. Двоим сыновьям
надо образование дать: старший учится в лесном университете,
младший в переславской гимназии. В поисках заработка судьба
заносила его то на завод художником-оформителем, то на дорожные
работы шофером. Сейчас работает учителем рисования в школе.
На волне кооперативного движения решил Опалев изготавливать
солдатиков на продажу. Начал с пластмассовых: раскрашивал
и продавал в Ростове, Александрове. Дело пошло. Поехал в Москву,
на Арбат. И там успешно шла торговля. Скоро принялся вырезать
солдатиков из дерева. К тому времени открыли в Переславле
магазин «Народный умелец», в который захаживали
в основном иностранцы. Триста воинов времен Отечественной
войны 1812 года разошлись через этот магазин во все концы
света. По ним можно изучать историю костюма русской армии.
Гусары, уланы, драгуны, кирасиры, казаки каждый костюм по
цвету и форме соответствует действительности. Ополченцев,
например, делал с рисунков Олега Пархаева большого знатока
русского мундира, автора костюма Президентского полка.
Умелец из Смоленского был рад, когда появилась возможность
участвовать в ярославских выставках-ярмарках: деревянные солдатики
Опалева пользуются огромным интересом у мальчишек.
Любую работу мастер начинает словами: «Господи, благослови».
А раз сказал эту молитву, считает он, то надо делать добро.
У него это получается.
|